Колонка эксперта Оксана Куйдина, Ведущий экскурсовод Национального центра «Россия»
Подготовка квалифицированных кадров — ключевой фактор устойчивого развития туризма и гостеприимства.
Сегодня рынок требует специалистов, которые умеют работать на стыке традиций и современных технологий, создавая уникальный опыт для гостей и путешественников.
Федеральный ресурсный центр РГУТИС открыл регистрацию на бесплатные образовательные программы третьего потока 2025 года. В их числе — четыре программы повышения квалификации и одна программа профессиональной переподготовки, охватывающие самые востребованные направления отрасли.
Одна из таких программ — «Технологии экскурсионной деятельности в музеях и выставочных пространствах».
О том, как меняются требования к экскурсоводу, какие компетенции становятся ключевыми и как технологии влияют на восприятие культурного контента, мы говорим с её руководителем — ведущим экскурсоводом Национального центра «Россия» Оксаной Куйдиной.
— Как изменились требования к экскурсоводу в условиях технологической трансформации музеев? Какие новые компетенции сегодня особенно важны при работе в музейных и выставочных пространствах?
— В последние годы увеличилось количество музеев, создаются новые выставочные пространства. И почти все они проходят через технологическую трансформацию — в экспозиции добавляются интерактивные, цифровые, мультимедийные составляющие. Экскурсоводу в такой среде уже недостаточно быть просто хорошим рассказчиком, он должен уметь работать с цифровыми технологиями: мультимедийными панелями, дополненной реальностью и онлайн-платформами.
Современный экскурсовод — это еще и модератор, который помогает посетителю не потеряться в потоке информации и технологий.
Что касается новых компетенций, сегодня мы говорим о необходимых навыках экскурсовода таких как сторителлинг, эмоциональное вовлечение, чтобы «поймать» интерес аудитории.
Надо учитывать, что музейная аудитория — это и дети, и взрослые, и иностранные гости, важны еще и гибкость общения, умение адаптироваться под разные группы.
Современный экскурсовод становится связующим звеном между прошлым и будущим, между музейной традицией и новыми цифровыми форматами. И именно от него зависит, станет ли визит в музей или на выставку интересным, запоминающимся событием.
— Иммерсивные технологии, театрализация, дополненная реальность — это тренд или уже новая норма музейной среды? Где, по-вашему, проходит грань между интерактивом и перегрузкой восприятия?
— Сегодня все это — уже не просто модный тренд, а часть новой музейной и выставочной нормы.
Посетители ждут не только знаний, но и эмоций, вовлечения, личного опыта. Иммерсивные технологии, театрализованные форматы — все это помогает оживить историю, сделать экспозиции ближе и понятнее. Особенно для молодежи и цифровых поколений, привыкших к визуальному восприятию и интерактиву.
Но важно помнить: технология — это инструмент, а не цель.
Если эффекты начинают «перекрикивать» саму суть экспозиции, возникает перегрузка. Грань проходит там, где формат перестает усиливать смысл.
Хороший музейный или выставочный проект — это всегда баланс. Он должен давать и «вау-эффект», и пространство для размышлений, личного понимания.
— Что становится основой успешного сторителлинга в экскурсионной работе сегодня? Можно ли этому научиться, или это врожденный дар?
— В центре современного сторителлинга — человек и его эмоции.
Экскурсовод сегодня — это не просто информатор. Это рассказчик, режиссер, психолог.
И да — этому можно научиться. Главное — практика, наблюдательность и понимание своей аудитории.
Харизма от природы — безусловно, плюс. Но даже без «врожденного дара» можно стать сильным рассказчиком, если ты по-настоящему увлечен тем, о чем говоришь.
Ведь лучший рассказ — тот, в который ты сам веришь.
— Как выстраивается работа с детской аудиторией в музейных экскурсиях? Какие игровые приемы действительно работают, а что, наоборот, вызывает усталость или отторжение у детей?
— Главное правило при работе с детьми в музейных и выставочных пространствах — не учить, а увлекать.
Детская аудитория — самая честная: если скучно, они сразу теряют интерес. Поэтому экскурсия должна быть как приключение, в котором ребенок — не слушатель, а участник.
Лучше всего работают игровые элементы с целью: поиск по экспозиции, решение загадок, задания на внимание, простые ролевые элементы «представь себя археологом». Такие форматы не только вовлекают, но и дают знания — незаметно, в процессе игры.
А вот что точно утомляет — это избыточная визуальная нагрузка и затянутость. Не должно быть слишком много сложной информации.
Хорошая детская экскурсия, как я уже сказала, это увлекательное путешествие, где есть начало, путь героя и результат. И чем больше ребенок чувствует, что он сам в центре этой истории — тем глубже остается впечатление.
— Как экскурсовод может аккуратно и осознанно работать с темами исторической памяти и патриотизма, не скатываясь в лозунги? Есть ли современные подходы к такому «ценностному экскурсионному нарративу»?
— Сегодня особенно важно говорить о прошлом не громко, а глубоко. Гораздо сильнее работает тишина у памятника, личная история солдата, найденное письмо, взгляд на событие через судьбу семьи.
Современный подход к таким темам — это честный, уважительный и человечный рассказ, который предлагает задуматься, а не просто запомнить. В центре — живые люди и их выбор, боль, сомнения, любовь, надежда.
Приглашать к диалогу, особенно молодых людей. Экскурсовод здесь выступает не как «носитель истины», а как модератор личного осмысления: «А что бы ты сделал на его месте?», «Почему это важно помнить сегодня?».
Такой подход требует деликатности, знания контекста, умения слышать и чувствовать аудиторию.
Но именно он дает настоящий отклик — когда человек уходит с экскурсии не с цитатой, а с внутренним переживанием.



















